ПРЕДИСТОРИЯ.
Фотографов в нашей деревни было не так уж и много,хотя все они жили в крупных городах,но об односельчанах никогда не забывали,Этих людей без излишней скромности можно назвать «Хранителями Истории Деревни Белое». Каким образом с фотохудожниками рассчитывались жители деревни , история об этом умалчивает и только благодаря данным энтузиастам можно вспомнить о давно прошедших годах.Фотографировали в основном Николай Степанович Пахомов и Василий Вавилович Кропотов. Свое дело они делали с большой любовью, умением и большим удовольствием. Были и другие фотографы, просто мне они неизвестны.Глядя на застывшие во времени лица мне страстно хотелось научиться фотографировать и когда пришла пора,то мама купила простенький фотоаппарат-мыльницу « Смена 8 М » и я начал самостоятельно обучаться данному мастерству.Свои фотографии я не могу назвать «произведением искусства», но некотрые из них несомненно хороши,хотя качество далеко от совершенства.Стоять на на одном месте в данном направлении не хотелось и в 1986 году я познакомился с артистом-пенсионером одного провинцильного театра, Леонидом Пронякиным, который дал добрый совет о фотографировании на цветную позитивную фотопленку и только благодаря этому человеку , мне удалось сохранить достаточное количество портретов дорогих для меня людей и фотосюжетов прошлого столетия в « цвете ».
ОГОРОД ВАСИЛИЯ СТЕПАНОВИЧА И АЛЕКСАНДРЫ ГРИГОРЬЕВНЫ ПУХОВЫХ. 1987.
СОСЕДИ.
Ольгу Ивановну Илюшину,проживающую по соседству с дедом Вавилой Кропотовым многие помнят.Эта женщина знала буквально всё, что происходило в нашей деревне.(хотя все деревенские новости,как «сорока на хвосте» приносила бабка Ариша Редина,проживающая с ней по-соседству). Родной дом О.И.Илюшиной находился в начале деревни,между домами бабки Кати Юсовой и бабки Химы Редькиной . В 1962 году потолок её дома , где она мирно проживала с дочерью Надей и матерью бабкой Настасьей , от старости и ветхости обвалился и,лишь случайно никто в нем не пострадал.Бабка Настасья возилась в хлеву со скотиной,Надя была в школе,а сама Ольга Ивановна,на работе.Деваться было некуда и их родственница , бабка Варвара Сарычёва,проживавшая у своей дочери Лидии Чуркиной в Уфе,уступила семье Илюшиных часть своего дома.Таким образом,по воле судьбы,Ольга Ивановна оказалась не только в центре деревни,но и центре все происходящих событий.Клуб,Сельский Совет и Магазин,чаще всего посещаемые жителями деревни недалеко друг от друга.Основной обмен информации происходил в основном в данных местах.
После трудового дня люди ,частенько собравшись на вечерние посиделки ,говорили обо всём на свете,хотя по сути дела эти разговоры были ни о чём,но для жителей деревни имели первостепенное значение. О чём рассказывала Ольга Ивановна знал не каждый,но если её о спросить каком-то конкретном факте из жизни односельчан, ответ всегда бывал быстрый и правдивый.Порой создавалось впечатление,что она сама везде присутствовала.
ОЛЬГА ИВАНОВНА ИЛЮШИНА И ЖЕНЯ КРОПОТОВ. 1987.
Бабульки не отставали от молодых, а порой их превосходили. особенно интересно было слышать разговоры в летний сезон.В это время года люди старались приехать к своим родственним и « не с пустыми руками ».Сидят бывало старушки на одной из лавочек и рассуждают вслух.Чаще других разговор начинала бабка Ариша Редина. Её единственная дочь, Галя, жила в этой же деревне, которой никогда не покидала. Всё, что отличалось от деревенского вызывало острый интерес у этой немолодой и очень трудолюбивой женщина, взвалившая на свои плечи воспитанием детей своей непутёвой дочери ,то есть собственных внуков - Ольги Мишкиной и Коли Решетина. Бабке Арише нужны были слушатели ,которых ей не хватало дома. Соседки её возраста, а порой люди чуть помоложе, как раз попадали в данную категорию и являлись идеальными слушателями рассказов и былей этой удивительной женщины .
Зима протекала однообразно и никаких особых новостей не приносила односельчанам .Другое дело лето.И тут уж каждый успевал как можно больше получить «полезной и жизненно-необходимой информации»,чтобы зимой было о чём поговорить. Американские спецслужбы и в «подмётки не годились» нашим старушкам.Электронная система может выйти когда-нибудь из строя,память человека только в случае неизлечимой болезни.На склероз никто и никогда не жаловался и сведения передавались из уст в уста,порой превращаясь из маленького рассказа в целое произведение, достойное пера писателя, делая жизнь жителей деревни немного красивее и интересней.
Летние разговоры и рассуждения проходили по одному и тому же сценарию написанному самой жизнью.Кто к кому приехал и что привез.Не важно было,что люди привезли своим родственникам, Качество привезенного в машине, автобусе или на себе гостицев и подарков в общем-то не играло существенной роли. Важно было только их количество.И чем больше – тем лучше. « Горожане » об этом свойстве деревенских были прекрасно были осведомлены и из чувство собственного достоинства, а также желания превосходить друга друга,хотя бы в мелочах,пусть даже во вред самим себе и лишь ради удовлетворения собственного самолюбия, которое было дороже всего золота мира. «Пусть все знают,что и мы лыком не шиты ! », старались изо всех сил.Конечным результатом оставались довольны обе стороны,как городские, так и деревенские. Власти и средства массовой информации «подливали масло в огонь » такими простыми лозунгами, как « Сближении города и деревни », хотя такое сближение никогда и никому нужно не было.Хотим мы того или нет,но Россия всегда была и еще будет промышленно-аграрной страной и с этим уж ничего не поделаешь .Это как две стороны одной и той же медали - без одного,не может быть другого.Городские всем своим видом показывали свое превосходство над деревенскими жителями. Жители деревни своей практичностью и умением из « г..на слепить конфетку» показывали горожанам своё умение жить на минимальное количество денег. Где можно было взять эти деньги,если власти не хотели « развращатель сельское население барскими замашками и привычками » , выжимыли из селян всё,что можно быль взять в виде налогов. (Современная система налогообложение – это всего лишь игра в демократию и не более того.Всех необходимых налогов она никогда не собёрет.Адвокаты найдут обязательно лазейку,чтобы обойти закон. ) Это и послужило, в своё время, массовым оттоком трудолюбивого молодого населения из деревни в город.
Молодёжь в городе , устроившись на хорошую работу и могли позволить себе хотя бы каким-то образом помочь своим престарелым родителям. В случае,когда по мнению деревенских «экспертов» «привоз» был больше,чем надо,то мнение среди бабулек выражалось словами «Столько добра может купить только Большой Начальник» . И вырисовывалась картина всеобеспеченности и благополучия.Одного не могли знать деревенские женщины,что за такое благополучие городские люди трудились в поте лица и ничуть не меньше деревенских.Просто условия жизни были иными. А за тяжёлую и неквалифицированную работу денег в то время платили больше,чем людям с высшим образованием. Зависти особой не было,только чувство любопытства и сравнения.Всех интересовало всего лишь два вопроса; кто же из бывших деревенских лучше живёт ? И стоит ли «менять шило,на мыло».Ответ на эти вопросы могли дать только горожане.
В то время,пока всё взрослое население деревни работало в колхозе,а позже в совхозе, бабульки не теряли зря времени и в случае появления каких-либо новостей,спешили поделиться с соседями.
- Вы только послушайте, чего я вам сейчас скажу !(Ударенеие делалось на последний слог.) К Вавилу Люся вчера приехала на машине.Чего она только с собой не привезла ? ! Муки белой - три мешка, чёрной - два мешка, ещё мешок блинной . Сухарей,баранок,колбасы полпуда и ещё всякой-всячины, аж цельную машину.Даже сетку «лепесинов» притащила. А на кой им эти «лепесины», когда яблонями полон сад засажен, да и улья свои имеются ?!Лучше бы деньгами отдала родителям. Чудно ! – сделав небольшую паузу ,продолжала.- Правда отцу - отрез на штаны привезла ,а матери полушалок шерстяной и весь в цветах.И еще много всего,чего я не совсем поняла . Вот так вот !
( Выражение «Вот так вот !» было визитной карточкой бабки Ариши. )
Вздохнув,не то с чувством сожаления,не то еще по каким-то другим причинам, бабка Ариша бодрым голосом продолжала:
- А моя-то дура ни «куды» не уехала,так и мотается по деревне, а то и того хуже, зальёт зенки свои бестыжие водкой и ничего слышать о хорошей жизни не желает. Глаза б мои на неё не глядели. (И далее без всякого перехода.) А ешё Параше Слёшиной , Вася , на прошлой недели тоже чего-то тоже привёз, что именно - не знаю,врать не буду. Только всё тайком, да вечером,чтобы никто ничего не увидел и не узнал.Правда Вася её, как «Бочарником» был , так «бочарником и остался» . Всё равно матери его ничего не достанется. Марья -то Фёдоровна, баба его , всё выдаёт по списку.Можно подумать,что две жизни собирается прожить.А то,что Параша худенькая и живет на свою крохотную «пензию» Марии Фёдоровне не понять.Куркулиха ! Про Люсю Вавилову такого не скажешь.Хорошая баба !
Любопытство всегда было присуще жителям деревни,особенное если они слышали о чём-то им неизвестном.
- А чего еще-то привезла им Люся ? – спросила одна из соседок. – Ты не знаешь,может мы слышали про это?!
-Слово какое-то чудное,даже и не выговорить с первого разу. Что-то в банках «капроновых» . Моя Олечка сказала,что - это «Манаез» какой-то. Как сметана,только лучше.Не прокисает на жаре и можно хранить все лето в холодной , из колодца воде.Вот так вот!
- Надо же?! Ишь чего, учёные-фулюганы напридумывали. Глядишь и молоко будет без коровы, и мясо без скотины.Только всё это от «лукавого». Своё-то, деревенское, оно знамо дело надёжнее, да и вкуснее. А все эти «Манаезы» пущай москвичи сами «трескают» ! С них это станет.Нажрутся всякой бузни, а потом дрищут,блюют и болеют. И ещё удивляются,что никакой врач им порой помочь не может. А как тут поможешь, если пищу машина произвела?! Так им и надо , задрыгам ! Пущай знают как из дома-то родного бежать!
Логика у бабулек была стальной. Их наблюдательности можно было просто позавидовать.Под острый язык попадали все без исключения. Казалось бы, ну какое дело им,чем заняты ребятишки,на которых порой собственные-то родители из-за повседневной суеты не обращают столь пристального внимания, сколько надо. Ан нет.За порядком кто-то все-таки должен следить.Этим как раз и занимались наши сердобольные старушки и делали это так умело,что никто из нас не замечал постоянно наблюдающего « Ока взрослых » . Самое удивительной особенностью того времени было то,что просить об этом никого не нужно было.
К сожалению и всеобщему огорчению , костры без присмотра взрослых разводить не разрешалось. Стоило какой-то компании проворонить наблюдателя и разжечь на одном подальше от леса берегу по собственной воли,то как «чёрт из табакерки» откуда-то из –за угла появлялся сельский учитель математики и физики Василий Захарович Бушуев и тушил наше произведение искусств.
Кроме купания, мы часто ходили в лес за ягодами и грибами.Поодиночке ходить было не интересно и мы объединялись в компании.Если ягод или грибов действительно хотели собрать,то старались в лес идти без Алёны Редькиной.Иначе толку никакого не буде.,Она не только сама ничего не соберет,но и другим не даст.Все будут дико хохотать и безо всякой пользы бегать по лесу. (Алены- очередная «легенда» нашей деревни. О ней речь пойдет в следующий раз.А пока вернёмся вновь к бабке Арише, которая и здесь знала буквально всё.) Один раз собирались в лес за черникой узкой компанией,а именно : Надя и Коля Бабаджановы,Оля Мишкина,Вера Белова и я. Мишкина утром не захотела идти,Вера тоже.Пошли втроем. Не успели еще до лесу дойти, как она уже судачит с соседяим сидя в этот раз на завалинке . Речь короткая и неподражаемая.
- Корнеевна,слушай чего скажу-то, - обратилась она к своей соседке Настасье Корнеевне Илюшиной.- Собрались ребятишки за ягодами , да что-то между ними не сложилось.Чего они там не поделили, не знаю. Так , « моя не пошла,Верка Белова закандырилась, а эти трое (то есть оставшиеся) дороги в лес не знают. Вот так вот ! ».
Каково же было ее удивление,когда спустя три с половиной часа « эти трое » не только дорогу нашли,но и полные битоны ягод набрали. И тут бабуля не расстерялась.В этот раз она историю рассказывала Анне Ивановне Никулкиной уже по-другому.
КОЛЯ И НАДЯ БАБАДЖАНОВЫ.
- Анна Ивановна, Чудеса на свете творятся. Моя-то не пошла в лес за ягодами, Верка Белова закандырилась, а эти трое ( взглядом показала на наш дом) пошли в лес,сами дорогу нашли и три битона с верхом ягод принесли, да грибов молоденьких насобирали. А моя, оглобля, всё бы на сундуке спала. Вот так вот !
Эту историю знали не только наши ровесники, но и все жители деревни,поскольку бабка Ариша её рассказывал всем желающим и каждый раз появлялись всё новые и новые детали похода в лес за ягодами .Неизменным остиавалось лишь выражение «Моя не пошла,Верка Белова закандырилась,а эти трое дорогу в лес не знают! Вот так вот !». Позже мы не раз спрашивали Веру Белову:
- Вера, ну расскажи нам, пожалуйста, отчего и каким образом ты закандырилась и в лес-то не пошла. На что получали однозначный ответ.
- Ничего я не закандырилась , не раскандырилась. Просто не захотела идти,так как не выспалась. Накануне долго на улице прогуляла. Я и слова-то такого от роду никогда не слышала. Это бабка Ариша сама закандырились и собирает все,что ей в голову взбредет !
Ссоры по этому поводу не произошло. Да и было бы из-за чего.Выяснением отношений никто и никогда в деревне не занимался.
Текст и фото из семейного архива С. Терехова.