использовано фото с сайта http://www.geocaching.su/ от Terkin (20.02.2009)

 

01.08.02 ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ПРУДКИ

Я сегодня открыла, что не только ко мне

Идут мысли о церкви, той, в Прудковском Селе.

Атеистам мешали четверика столпы,

Что когда-то держали своды русской земли.

И от храма остались лишь фантом да столбы -

Это люди расстались в сердце с чувством любви.

Кто амбар, а кто печку, кто столбы под углы,

Утопив совесть в речку, во дворе возвели.

Паучком, затаившись, заковав себя в страх,

Мы живём растворившись в этих смертных грехах.

Но все помнят и видят на стенах образа,

Как над лесом, за Белым высятся купола,

И тоской малохольной, своё сердце пронзив,

Слышим звон колокольный на забытый мотив.

А любовь позволяет исцелить сжатый страх.

Боль души отступает с доброй мыслью в сердцах.

Где ж найти тех, кто дарит нам любовь без сует,

Кто при жизни оставит свой Иисусу привет?

Чтобы злых мыслей козни запустить в барабан,

Чтоб оттуда, из розни вышел гнев и обман,

И оставил для главок светлой думы покой,

И, чтоб шли прихожане с покаяньем домой.

Кувшинова К.В.

Церковь в с.Прудки Клепиковского р-она Рязанской обл.


«В конце XIX века в Прудках существовали две деревянные церкви: Успенская (1789) и Богоявленская (1842). Те развалины, что остались - каменная церковь, построенная (или не достроенная) в конце XIX или начале ХХ века- Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

 

Первое упоминание об Успенской церкви появилось в дозорной и переписной книге 1681году, относилась церковь к Владимирской епархии.
Последним священником Прудковской Успенской церкви был В.И. Ушмарев, который служил в ней до её закрытия в 1939г. После закрытия часть церковного имущества была передана в другие церкви, остальная часть имущества разграблена. В дальнейшем стены и фундамент церкви подверглись разрушению с целью получения кирпича на строительство совхозных коровников и других строений, в настоящие время происходит саморазрушение в результате воздействия погодных условий и корневой системы деревьев.

 

НАЗВАНИЕ ПРУДКИ  НОСЯТ   ДВА  НАСЕЛЕННЫХ  ПУНКТА: СЕЛО ПРУДКИ  И  ДЕРЕВНЯ  ПРУДКИ.

НЕКОГДА  КРАСАВИЦА - ЦЕРКОВЬ  С  ЗЕРКАЛАМИ  В    КРЕСТЕ  КУПОЛА   НАХОДИЛАСЬ  В  СЕЛЕ ПРУДКИ, ПОСТРОЕНА  БЫЛА  В  ПЕРВЫЕ  ГОДЫ ХХ-ГО  СТОЛЕТИЯ. ЛЮДЯМ  ПРОСЛУЖИЛА  ОНА  МАЛО. ВНАЧАЛЕ  РЕВОЛЮЦИЯ, ЗА  НЕЙ  ПОСЛЕДОВАЛА  ГРАЖДАНСКАЯ  ВОЙНА, ДАЛЕЕ  ГОДЫ  РАЗРУХИ  И  ВОССТАНОВЛЕНИЯ  НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА.  ВО  ВСЁ  ЭТО  ВРЕМЯ  ЦЕРКОВЬ СЛУЖИЛА  НАДЕЖДОЙ  И  ОПОРОЙ  ПРОСТОГО  НАСЕЛЕНИЯ  И  ЛИШЬ  ПОЧТИ  ПЕРЕД  ВТОРОЙ МИРОВОЙ  ВОЙНОЙ  БЫЛА  ЗАКРЫТА   ДО  ЛУЧШИХ  ВРЕМЁН, КОТОРЫХ  ТАК ЛЮДИ   И  НЕ  ДОЖДАЛИСЬ.

ЦЕРКОВНЫЙ ИКОНОСТАС  ВЫВЕЗЛИ  В 1960  ГОДУ. ЧТО  ЖЕ  КАСАЕТСЯ  ВНУТРЕННЕГО  ОФОРМЛЕНИЯ, ТО  ОНО   БЫЛА ТИПОВОЙ  ХАРАКТЕРНОГО  ДЛЯ  ДАННОГО  СТИЛЯ. ОКНА  ЗАСТАВЛЕНЫ  ЦВЕТНЫМ  СТЕКЛОМ В   ВИДЕ  МОЗАИКИ   И  КОГДА СОЛНЕЧНЫЕ  ЛУЧИ  ПРОХОДИЛИ  СКВОЗЬ НИХ, ТО  ОБРАЗА  «ОЖИВАЛИ»  И  ВЫЗЫВАЛИ  ЧУВСТВО  УМИРОТВОРЕННОСТИ. ПОСЛЕ  ВЫВОЗА  ИКОНОСТАСА   ДОЛГОЕ  ВРЕМЯ  ЦЕРКОВЬ  ПУСТОВАЛА, А  ПРИСМАТРИВАЛ  ЗА  НЕЙ  ПОСЛЕДНИЙ  ЦЕРКОВНЫЙ  СТАРОСТА  ДЕД  «ЗАЯЦ», ( ИМЕНИ И ФАМИЛИИ НЕ ПОМНЮ ) ЖИВШИЙ  В  ПОКОСИВШЕМСЯ  ОТ  ВРЕМЕНИ  ДОМЕ  СЕЛА ПРУДКИ. ПРОЖИЛ  СТАРОСТА  103 ГОДА  И  ЛИШЬ  ПОСЛЕ  ЕГО  СМЕРТИ, НЕСКОЛЬКО  ЛЕТ  СПУСТЯ,  С  МОЛЧАЛИВОГО  СОГЛАСИЯ  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ  БЕЛОВСКОГО  СЕЛЬСКОГО  СОВЕТА  ИВАНА  НИКОЛАЕВИЧА   СУХОВА  И  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ  КОЛХОЗА  ИМ.ЖДАНОВА   АННЫ  НИКИТИЧНЫ  БАЙКОВОЙ , НАЧАЛОСЬ  МЕДЛЕННОЕ  РАЗРУШЕНИЕ  ЦЕРКВИ  «НА  ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  НУЖДЫ».

ОДНОГО  «СИЛЬНЫЕ  МИРА  СЕГО» НЕ   УЧЛИ,  СТРОИТЕЛЬСТВО  ЦЕРКВИ  « УСПЕНИЯ  СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ »  БЫЛО  ОСУЩЕСТВЛЕНО  НА  ПОЖЕРТВОВАНИЕ  МЕСТНОГО  НАСЕЛЕНИЯ  И  МЕЦЕНАТОВ. РАСТВОР  ДЛЯ  КЛАДКИ  КИРПИЧА ГОТОВИЛИ  НА  СОВЕСТЬ, И, ЧТОБЫ ЦЕРКОВЬ  НЕ  РАЗРУШИЛАСЬ, ИЗВЕСТЬ  ГАСИЛИ  НА  ЯИЧНЫХ  БЕЛКАХ. ПРИ «РАЗБОРКАХ»  ЦЕРКВИ , А ТОЧНЕЕ, ПРИ  ЕЁ  РАЗРУШЕНИИ, КИРПИЧНЫХ  ОБЛОМКОВ   БЫЛО  КУДА  БОЛЬШЕ, ЧЕМ  САМОГО КИРПИЧА, ДА И  ВПРОК  ТОТ  КИРПИЧ  НИКОМУ    НЕ  ПОШЕЛ. ПЕРВЫМ  СГОРЕЛ  СКОТНЫЙ  ДВОР  В  ДЕРЕВНЕ  ПРУДКИ ( МОЖЕТ  СО  МНОЙ  КТО-ТО И НЕ СОГЛАСИТСЯ  В  ДАННОМ  СЛУЧАЕ И СКАЖЕТ: «ЧЕГО  ЗРЯ  НАПРАСЛИНУ  НАВОДИТ НА  ЛЮДЕЙ. ПОЖАР-ТО  В  ПРУДКАХ  ПРОИЗОШЕЛ  В 1960 ГОДУ, А РАЗРУШЕНИЕ  ЦЕРКВИ  ПОЗЖЕ». ТОЛЬКО МНЕ  ДОПОДЛИННО  ИЗВЕСТНО, ЧТО ИМЕННО  В 1960  ГОДУ  БЫЛА  ОСУЩЕСТВЛЕНА  ПЕРВАЯ  ПОПЫТКА  НА  ПРИТЯЗАНИЕ  КОЛХОЗНОГО  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ  НА  ЦЕРКОВЬ И  ПРИЛЕГАЮЩЕЙ  К  НЕЙ  ПОСТРОЙКИ. ПРОСТО  ТОГДА ОГЛАСКИ  ДЕЙСТВИЯ  ВЛАСТИ  НЕ  ПРИДАЛИ. ВСЁ  РЕШИЛИ  ТИХО  И  МИРНО, НЕ  ПРИВЛЕКАЯ К  «ДЕЛУ»  БОЛЬШОЙ  КРУГ  НАСЕЛЕНИЯ) , ПОЗЖЕ   СЛУЧАЛИСЬ  ДРУГИЕ  ПОЖАРЫ  И  ИМЕННО  В  ТЕХ  ДОМАХ, ГДЕ  БЫЛ  ИСПОЛЬЗОВАН  КИРПИЧ  ОТ  ЦЕРКВИ. КРОМЕ  ТОГО, ЖИЗНЬ  ЛЮДЕЙ,СОВЕРШИВШИХ  СВЯТОТАТСТВО В 1968   ГОДУ   НАД  ЦЕРКОВЬЮ  ЗАКВЕРШИЛАСЬ  НЕ  ЛУЧШИМ  ОБРАЗОМ. И.Н.  СУХОВ  УТОНУЛ  В   СОБСТВЕННОЙ  ЛОДКЕ   У   САМОГО  БЕРЕГА ОЗЕРА, А  А.Н.  БАЙКОВУ  В 1970 ГОДУ  ПРИДАВИЛА  «ГОРА»  ЯЩИКОВ  С   ПУСТЫМИ  БУТЫЛКАМИ, СВАЛИВШИХСЯ  НА  НЕЁ. (ПОСЛЕ  КОЛХОЗА , ОНА  ПЕРЕЕХАЛА  В  СПАС-КЛЕПИКИ, ГДЕ  РАБОТАЛА  ДИРЕКТОРОМ РЕСТОРАНА, ТАМ-ТО  И  НАСТИГЛА  БОЖЬЯ  КАРА). РАБОЧИЕ, ПРИНИМАВШИЕ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ  УЧАСТИЕ  В  «ДЕМОНТАЖЕ»  ЦЕРКВИ  ТОЖЕ   ПОСТРАДАЛИ  «ОТ  КАРЫ  НЕБЕСНОЙ» . ТАК , НАПРИМЕР ,  СЛОМАЛ  НОГУ, КОТОРАЯ  ДОЛГО  НЕ   ПОДДАВАЛАСЬ  ЗАЖИВЛЕНИЮ , ЖИТЕЛЬ  ДЕРЕВНИ  ПРУДКИ  -  АЛЕКСАНДР  ГРЕКОВ....  СПИСОК  МОЖНО  ПРОДОЛЖИТЬ  ДО  БЕСКОНЕЧНОСТИ. ПРОСТО  НЕ  ХОЧЕТСЯ  СТАВИТЬ  ПОТОМКОВ  ЛЮДЕЙ, ВЫПОЛНЯВШИХ  ПРИКАЗЫ ВЫШЕСТОЯЩЕГО  НАЧАЛЬСТВА, В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОНИ  НЕ  НЕСУТ  НИКАКОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА  ДЕЙСТВИЕ  СВОИХ ПРЕДКОВ.  ТАК  ИЛИ  ИНАЧЕ, НО   НИКТО  НЕ ОСТАЛСЯ  БЕЗНАКАЗАННЫМ. ХОТЯ РАДОСТИ  ЭТО  НИКОМУ  НЕ  ПРИНЕСЛО.

 ПОЛУРАЗРУШЕННОЙ  ЦЕРКВИ   МОЖЕТ  ПОМОЧЬ, РАЗВЕ  ЧТО  КАКОЙ-ТО БОГАТЫЙ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ДА  И  ТОЛЬКО,  ЕСЛИ  ЭТО  СДЕЛАЕТ  ОТ  ЧИСТОГО  СЕРДЦА.  А ТАК, СТОИТ   ОДИНОКО  В  ОКРУЖЕНИИ   СТАРЫХ  МОГИЛЬНЫХ  НАДГРОБИЙ, ВКЛЮЧАЯ МОГИЛУ  ПОГИБШЕГО ДО  РЕВОЛЮЦИИ   ЛЕСОРУБА  ШАРАШКИНА,  НАПОМИНАЯ  ЛЮДЯМ  О  ИХ  ВАРВАРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  СОВЕТСКИЕ  ВРЕМЕНА....  А  ВОЗМОЖНО   В  ОЖИДАНИИ ЧЬЕЙ-ТО МИЛОСТИ.  ИЛИ  КАКОГО-ТО  «ЧУДА». КТО  ЗНАЕТ, МОЖЕТ  ЭТО ЧУДО  СОВЕРШИТСЯ  И МЫ  ВНОВЬ   УВИДИМ  ПРУДКОВСКУЮ  СЕЛЬСКУЮ  ЦЕРКОВЬ  В  ПЕРВОЗДАННОМ   ВИДЕ, ИМЕННО  ТАКОЙ, КАКОЙ  ОНА  БЫЛА  В  НАЧАЛЕ  ХХ-ГО  ВЕКА.

 

ТАК  ВЫГЛЯДЕЛА  ЦЕРКОВЬ  В  80-Е ГОДЫ.

Автор: AL Marin
Создан: 15.07.2007
(отредактирован 30.01.2009)


...Сама церковь, от которой остался лишь остов, заброшена очень давно, и даже местные жители не знают ее названия.
Попытки выяснить происхождение церкви оказались малорезультативны. Везде наша находка обозначалась как просто «церковь», а самое большее, что удавалось обнаружить – это индекс села. На форуме ресурса «Малые острова России» некоторые люди тоже пытались узнать хоть какую-то информацию, обращаясь также к местным жителям и в Рязанскую Епархию, и вот те крохи, какие удалось собрать:

Церковь в с.Прудки Клепиковского р-она Рязанской обл.

«В конце XIX века в Прудках существовали две деревянные церкви: Успенская (1789) и Богоявленская (1842). Те развалины, что остались - каменная церковь, построенная (или не достроенная) в конце XIX или начале ХХ века, по всей видимости - Успенская».

Также на форуме посоветовали найти эту книгу: Степашкин А. Церкви Спас-Клепиковского района // Новая Мещера:Спас-Клепики.- 1997.- 22 апр.
"Исторические сведения о церквах в селах Ямонт и Прудки", но пока безрезультатно…

Помимо «официальной» информации, вышла крайне спорная и ироничная статья на том же ресурсе: «Малые острова России», которая опровергает информацию об этом здании, как о бывшей церкви http://www.towns.ru/other/prudki.html
«Многие исследователи культуры склонны считать, что "чистое искусство" появилось совсем недавно. Церкви и замки, картины и скульптуры, чаши и мечи с инкрустацией - все имело свое прикладное предназначение. И только в веке 20-ом, да еще и не с самого его начала, люди стали делать вещи абсолютно непотребные (в смысле - лишенные практического назначения).
Недавняя наша экспедиция в Рязанскую область позволяет сказать, что эта теория неверна. Смотрите сами: в деревне Прудки Спас-Клепиковского района Рязанской области, найдено монументальное сооружение, судя по кладке, конца 19-го века, созданное, очевидно, без прикладного назначения, а лишь для украшения местности.
Неизвестный архитектор смело вознес в небо многочисленные арки, покоящиеся на мощных колоннах. Как на конструкцию ни посмотри, с любой стороны - воздушные формы, изящно висящие в пространстве. По верхам каменной кладки высажены сосны, ели и березы, символизирующие, вероятно, единение творения человека в камне и всемогущих, но в то же время ранимых, сил природы.
Предположить, что данный объект (кстати, обозначенный на картах как церковь), имел практическое значение, невозможно. Понятно, что здания, как хозяйственного, так и жилого назначения, обычно имеют замкнутые объемы, что важно для защиты от ветра и осадков. В то же время, наш объект, начисто лишен стен и крыши. Разве что, центральная часть все еще перекрыта куполом, который в ансамбле, однако, играет не роль защиты от дождя (ввиду больших прорех), а служит основанием для высаженных на нем растений.
Больше всего сооружение напоминает триумфальные арки, возводимые в честь тех или иных побед великих полководцев. Правда, есть и существенные отличия. Триумфальные арки - плоские конструкции. Они обращены фасадами в сторону прибытия победителей, в то время как их ширина остается незначительной. В деревне Прудки мы имеем дело с объемной конструкцией, имеющей в плане форму креста. Отсюда два варианта: либо строители в 19-ом веке не знали, с какой стороны ждать победителя, либо назначение ансамбля арок и колонн было изначально другим. Кто знает, может быть, именно эти руины и свидетельствуют о том, что на рубеже 19-го и 20-го веков, наши предки уже умели строить монументальные сооружения не для какого-то их практического применения, а именно ради красоты, ради чистого искусства?»

 http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2768

Ну что ж, оставим все версии и их правдоподобность на Ваше усмотрение, а сами приглашаем посетить это любопытное место.

Школа мастеров от Железнодорожника и Белое озеро (Спас-Клепики) от Crab12. http://www.geocaching.su/index.php?pn=101&cid=2768

Успенская церковь в селе Прудки Клепиковского района Рязанской области, вид с юга.
27 августа 2008 года
Фот. Ковалёв Е. М.
 

Использованы фото Дениса Французова с сайта : http://www.roadplanet.ru/home/reports/519/ 

Бесплатный хостинг uCoz