ЖИВЫЕ  ЛЕГЕНДЫ  ДЕРЕВНИ  БЕЛОЕ. 

ПРЕДИСТОРИЯ.

Фотографов в нашей  деревни было не так уж и много,хотя все они жили в крупных  городах,но об односельчанах никогда не забывали,Этих  людей  без  излишней  скромности  можно назвать «Хранителями  Истории Деревни Белое».  Каким образом  с фотохудожниками  рассчитывались жители деревни  , история об этом умалчивает  и  только благодаря данным энтузиастам    можно  вспомнить  о давно прошедших годах.Фотографировали  в основном Николай Степанович Пахомов и Василий Вавилович Кропотов.  Свое дело они делали  с большой любовью, умением  и  большим удовольствием. Были и другие фотографы, просто мне  они неизвестны.Глядя на  застывшие во времени лица  мне  страстно  хотелось научиться фотографировать и когда пришла пора,то мама купила простенький  фотоаппарат-мыльницу   « Смена 8 М »  и я начал самостоятельно обучаться данному мастерству.Свои фотографии я не  могу  назвать  «произведением  искусства», но некотрые из них несомненно хороши,хотя  качество  далеко от совершенства.Стоять на на одном месте  в данном  направлении не хотелось  и  в 1986 году я познакомился  с   артистом-пенсионером   одного провинцильного театра, Леонидом Пронякиным, который  дал  добрый совет о фотографировании на цветную позитивную  фотопленку и  только благодаря этому  человеку , мне удалось сохранить достаточное количество портретов дорогих  для  меня  людей  и  фотосюжетов  прошлого  столетия  в  « цвете ».

  

ОГОРОД  ВАСИЛИЯ СТЕПАНОВИЧА  И  АЛЕКСАНДРЫ ГРИГОРЬЕВНЫ  ПУХОВЫХ.  1987.

СОСЕДИ.

Ольгу  Ивановну  Илюшину,проживающую по соседству с дедом Вавилой Кропотовым многие помнят.Эта женщина знала буквально всё, что происходило  в  нашей  деревне.(хотя все деревенские новости,как «сорока на хвосте» приносила  бабка Ариша Редина,проживающая  с ней по-соседству). Родной  дом  О.И.Илюшиной находился  в  начале  деревни,между домами бабки   Кати Юсовой  и  бабки Химы Редькиной . В  1962 году  потолок её  дома , где  она мирно проживала   с дочерью Надей  и  матерью  бабкой Настасьей , от старости и ветхости  обвалился и,лишь случайно никто в нем не пострадал.Бабка Настасья  возилась в хлеву со скотиной,Надя  была в школе,а сама  Ольга Ивановна,на работе.Деваться было некуда  и  их  родственница , бабка  Варвара  Сарычёва,проживавшая у своей дочери  Лидии Чуркиной  в Уфе,уступила  семье Илюшиных  часть своего  дома.Таким образом,по воле судьбы,Ольга Ивановна оказалась не только в центре  деревни,но и центре  все происходящих событий.Клуб,Сельский  Совет и Магазин,чаще  всего  посещаемые  жителями  деревни недалеко друг от друга.Основной  обмен  информации происходил в основном в данных местах.

 

 После трудового  дня люди ,частенько собравшись на вечерние посиделки ,говорили обо всём на свете,хотя по сути дела эти  разговоры  были  ни о чём,но для жителей деревни имели первостепенное  значение. О чём рассказывала Ольга Ивановна знал не каждый,но  если её  о спросить  каком-то  конкретном  факте  из жизни односельчан, ответ всегда бывал быстрый и правдивый.Порой создавалось впечатление,что она сама везде присутствовала.

 

  

                    ОЛЬГА ИВАНОВНА  ИЛЮШИНА   И  ЖЕНЯ  КРОПОТОВ. 1987.

Бабульки  не отставали  от молодых, а  порой  их превосходили. особенно интересно было слышать  разговоры в летний сезон.В  это время года люди старались  приехать к своим родственним  и  « не  с пустыми  руками ».Сидят бывало  старушки  на одной из лавочек и рассуждают  вслух.Чаще  других  разговор  начинала  бабка  Ариша Редина. Её  единственная  дочь, Галя,  жила  в  этой же деревне, которой никогда не покидала. Всё, что  отличалось  от  деревенского  вызывало  острый  интерес  у  этой  немолодой  и  очень трудолюбивой  женщина, взвалившая на свои плечи  воспитанием детей  своей непутёвой дочери ,то есть собственных  внуков  - Ольги  Мишкиной и Коли Решетина. Бабке Арише  нужны  были  слушатели ,которых ей не хватало дома.  Соседки  её  возраста, а порой  люди  чуть  помоложе, как раз попадали  в данную категорию и являлись  идеальными  слушателями  рассказов  и былей   этой  удивительной  женщины .

Зима протекала однообразно и никаких особых новостей не приносила односельчанам .Другое  дело лето.И тут уж  каждый успевал как можно больше  получить «полезной и жизненно-необходимой информации»,чтобы  зимой  было  о чём  поговорить. Американские спецслужбы  и в «подмётки не годились» нашим старушкам.Электронная система  может выйти когда-нибудь из строя,память  человека только в  случае неизлечимой болезни.На склероз никто и никогда  не жаловался и сведения передавались из уст в уста,порой превращаясь из маленького рассказа  в  целое произведение, достойное пера писателя, делая  жизнь жителей деревни немного красивее и  интересней.

Летние  разговоры  и  рассуждения проходили по одному  и тому  же сценарию написанному самой  жизнью.Кто  к  кому  приехал  и  что привез.Не важно было,что люди привезли своим родственникам, Качество привезенного  в машине, автобусе  или  на  себе   гостицев  и  подарков  в общем-то не играло существенной роли. Важно было только их  количество.И чем больше – тем лучше. « Горожане »  об этом  свойстве  деревенских были прекрасно были осведомлены  и из  чувство собственного достоинства, а также   желания превосходить друга друга,хотя бы в мелочах,пусть даже  во  вред самим  себе и лишь  ради   удовлетворения собственного самолюбия, которое  было  дороже  всего золота мира. «Пусть все знают,что и мы лыком не шиты ! », старались изо всех сил.Конечным  результатом  оставались  довольны  обе стороны,как городские, так и деревенские. Власти  и  средства массовой информации «подливали  масло в  огонь » такими простыми  лозунгами, как   « Сближении города  и деревни », хотя  такое  сближение  никогда  и  никому нужно не было.Хотим  мы того или нет,но Россия  всегда была  и еще будет промышленно-аграрной  страной  и  с этим уж ничего не поделаешь .Это  как две стороны одной и той же медали  -  без одного,не может быть другого.Городские всем своим видом показывали свое превосходство над деревенскими жителями.   Жители  деревни  своей практичностью  и умением из  « г..на  слепить конфетку»  показывали  горожанам  своё умение жить на минимальное количество денег. Где можно было взять эти деньги,если власти не хотели  « развращатель сельское население  барскими  замашками и привычками » , выжимыли из селян всё,что можно быль взять в виде налогов. (Современная система налогообложение – это всего лишь игра  в демократию и не более того.Всех  необходимых  налогов  она никогда  не  собёрет.Адвокаты найдут обязательно лазейку,чтобы обойти закон. ) Это и послужило,  в  своё  время, массовым  оттоком  трудолюбивого   молодого  населения  из  деревни в  город.

Молодёжь  в  городе , устроившись на хорошую  работу  и  могли  позволить  себе  хотя  бы  каким-то  образом  помочь  своим  престарелым родителям. В случае,когда  по мнению  деревенских  «экспертов»   «привоз» был больше,чем надо,то мнение среди бабулек выражалось словами   «Столько  добра может купить  только  Большой  Начальник» . И вырисовывалась картина  всеобеспеченности и благополучия.Одного не могли знать деревенские  женщины,что за такое благополучие  городские  люди  трудились в поте лица  и ничуть не меньше  деревенских.Просто  условия  жизни были иными. А за тяжёлую  и неквалифицированную работу денег  в то время платили больше,чем людям с высшим образованием. Зависти  особой не было,только  чувство любопытства  и  сравнения.Всех интересовало  всего лишь  два  вопроса; кто же  из бывших  деревенских  лучше  живёт  ?  И  стоит ли «менять  шило,на  мыло».Ответ  на эти  вопросы могли дать  только горожане.

В  то время,пока всё взрослое  население  деревни работало в колхозе,а позже в совхозе, бабульки  не  теряли зря  времени  и в случае появления каких-либо новостей,спешили поделиться  с  соседями.

-  Вы  только  послушайте, чего  я вам сейчас скажу !(Ударенеие делалось на последний слог.) К  Вавилу Люся  вчера  приехала  на машине.Чего она  только  с  собой  не  привезла ? !   Муки  белой - три мешка, чёрной - два мешка, ещё  мешок  блинной . Сухарей,баранок,колбасы полпуда и ещё всякой-всячины, аж  цельную  машину.Даже сетку  «лепесинов» притащила. А  на кой  им эти  «лепесины», когда  яблонями  полон  сад  засажен, да  и  улья  свои  имеются ?!Лучше бы деньгами отдала родителям. Чудно ! – сделав небольшую паузу ,продолжала.- Правда  отцу - отрез  на штаны привезла ,а матери  полушалок шерстяной  и  весь в  цветах.И еще много всего,чего я не совсем поняла . Вот так вот !

 ( Выражение «Вот так вот !»  было  визитной карточкой  бабки Ариши. )

Вздохнув,не то с чувством сожаления,не то еще по каким-то другим причинам, бабка  Ариша бодрым голосом  продолжала:

- А моя-то   дура  ни  «куды»    не  уехала,так  и  мотается  по  деревне, а  то  и  того  хуже,  зальёт  зенки  свои  бестыжие  водкой   и ничего  слышать о хорошей жизни не желает. Глаза  б мои  на неё    не глядели. (И далее  без всякого перехода.) А ешё Параше Слёшиной , Вася , на прошлой недели тоже  чего-то тоже  привёз, что именно - не знаю,врать не буду. Только всё тайком, да  вечером,чтобы никто ничего не увидел и не узнал.Правда  Вася её, как «Бочарником» был  , так «бочарником и  остался» . Всё равно матери  его  ничего не достанется. Марья -то Фёдоровна, баба  его , всё выдаёт по списку.Можно подумать,что две жизни собирается  прожить.А то,что Параша худенькая и живет на свою крохотную  «пензию» Марии Фёдоровне не понять.Куркулиха ! Про Люсю Вавилову такого не скажешь.Хорошая баба !

Любопытство  всегда  было присуще  жителям  деревни,особенное  если они слышали  о  чём-то  им  неизвестном.

-  А чего еще-то привезла  им Люся ? – спросила одна из соседок. – Ты не знаешь,может мы слышали про это?!

-Слово  какое-то чудное,даже и не выговорить с первого  разу.  Что-то в банках  «капроновых» . Моя Олечка сказала,что  - это  «Манаез» какой-то.  Как сметана,только  лучше.Не прокисает  на  жаре  и  можно  хранить  все  лето  в холодной , из колодца  воде.Вот так вот!

- Надо же?! Ишь чего,  учёные-фулюганы  напридумывали. Глядишь  и  молоко  будет   без  коровы,  и мясо  без скотины.Только всё это от  «лукавого». Своё-то, деревенское, оно знамо дело  надёжнее, да и вкуснее. А все эти «Манаезы» пущай москвичи сами  «трескают» ! С  них  это  станет.Нажрутся  всякой  бузни, а потом  дрищут,блюют  и  болеют.  И ещё  удивляются,что  никакой  врач  им  порой  помочь  не  может. А как тут  поможешь, если пищу  машина  произвела?! Так им и надо , задрыгам !  Пущай  знают  как  из дома-то родного бежать!

Логика у бабулек  была  стальной. Их  наблюдательности  можно  было  просто позавидовать.Под  острый язык попадали все без исключения. Казалось бы, ну какое дело им,чем заняты ребятишки,на которых  порой  собственные-то  родители  из-за повседневной суеты  не  обращают столь  пристального внимания, сколько надо. Ан нет.За порядком  кто-то все-таки должен следить.Этим  как раз и занимались наши сердобольные старушки  и  делали это так умело,что никто из нас не замечал постоянно наблюдающего  « Ока взрослых » . Самое  удивительной особенностью  того времени было то,что просить об этом никого не нужно было.

К  сожалению и всеобщему  огорчению , костры  без  присмотра взрослых  разводить не  разрешалось. Стоило какой-то компании проворонить наблюдателя и разжечь на одном подальше от леса берегу по собственной воли,то как  «чёрт  из  табакерки» откуда-то из –за  угла  появлялся  сельский  учитель  математики  и  физики   Василий Захарович Бушуев и тушил наше  произведение искусств.

Кроме купания, мы часто ходили в лес  за  ягодами  и  грибами.Поодиночке ходить было не интересно и мы объединялись в компании.Если ягод  или  грибов действительно хотели собрать,то старались в лес идти без Алёны Редькиной.Иначе толку никакого не буде.,Она не только сама ничего не соберет,но и другим не даст.Все будут дико  хохотать и безо всякой  пользы  бегать по  лесу. (Алены- очередная  «легенда» нашей  деревни. О ней  речь  пойдет в следующий  раз.А пока  вернёмся  вновь  к бабке  Арише, которая  и  здесь знала буквально всё.) Один раз собирались в лес за черникой узкой компанией,а именно : Надя и Коля Бабаджановы,Оля Мишкина,Вера Белова и я. Мишкина утром не захотела идти,Вера  тоже.Пошли втроем. Не успели еще до лесу дойти, как  она   уже судачит с соседяим сидя  в  этот  раз на завалинке . Речь  короткая  и  неподражаемая.

- Корнеевна,слушай чего скажу-то, -  обратилась  она к своей соседке Настасье Корнеевне Илюшиной.-  Собрались ребятишки за ягодами , да что-то между ними не сложилось.Чего они там не поделили, не знаю. Так , « моя не пошла,Верка Белова закандырилась, а эти трое  (то есть оставшиеся) дороги в лес  не знают. Вот так вот ! ».

Каково же было ее удивление,когда спустя три с половиной часа  « эти трое »  не только дорогу нашли,но и полные битоны ягод набрали. И тут бабуля не расстерялась.В этот раз она историю рассказывала  Анне Ивановне Никулкиной  уже  по-другому.

 

КОЛЯ  И  НАДЯ  БАБАДЖАНОВЫ.

- Анна Ивановна, Чудеса на свете творятся. Моя-то не пошла в лес за ягодами, Верка Белова закандырилась, а эти трое ( взглядом показала на наш дом) пошли в лес,сами дорогу нашли и три битона с верхом ягод принесли, да грибов  молоденьких насобирали. А моя,  оглобля,  всё бы на сундуке спала. Вот так вот !

Эту  историю знали не только   наши  ровесники, но  и  все жители  деревни,поскольку бабка Ариша её рассказывал всем желающим и каждый раз появлялись всё новые и новые детали  похода в лес  за ягодами .Неизменным остиавалось лишь выражение «Моя не пошла,Верка Белова закандырилась,а эти трое  дорогу в лес не знают! Вот так вот !».  Позже  мы  не  раз спрашивали  Веру Белову:

-  Вера, ну расскажи нам, пожалуйста, отчего  и каким образом  ты закандырилась и в лес-то не пошла. На что получали однозначный ответ.

- Ничего я не закандырилась , не раскандырилась. Просто не захотела идти,так как не выспалась.  Накануне  долго на  улице  прогуляла. Я и слова-то такого от роду никогда  не слышала. Это бабка Ариша сама закандырились и собирает все,что ей в голову взбредет !

Ссоры  по этому поводу не произошло. Да и было бы из-за чего.Выяснением  отношений  никто и  никогда  в деревне  не  занимался.

Текст и фото из семейного архива  С. Терехова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz